• Вход
  • Регистрация
  • Подписка

Нефтегазовые новости

Новые приоритеты Сургутского УПНПиКРС
В канун праздника нефтяников радостная весть пришла из Сургутского УПНПиКРС, отмечающего в будущем году свой четвертьвековой юбилей. Стараниями коллектива управления за прошедшие годы ОАО «Сургутнефтегаз» дополнительно получило более 40 миллионов тонн нефти. Предприятие активно внедряет новые технологии повышения нефтеотдачи пластов. Об этих и других событиях наш корреспондент беседует с главным геологом управления Владимиром Николаевичем Журбой.

– Сургутское УПНПиКРС организовано 11 ноября 1985 года. Но это было уже второе УПНПиКРС. Первое начало работу 1 января 1978 года, но в 1985 году бывший министр нефтяной промышленности Николай Алексеевич Мальцев решил, что отдельные сервисные предприятия не нужны, и бригады начали передавать, то есть возвращать в нефтегазодобывающие управления, а прежнее УПНПиКРС ликвидировали. В новом же начали с того, что создали одну бригаду, которая начала работать 14 декабря. На финише года она успела даже отремонтировать одну скважину. А в 1986 году началась «гонка с препятствиями»: создавалось по одной бригаде в месяц, и закончили мы год уже с 13 бригадами. Это было крайне сложно, потому что специалистов практически не было.

Но шло время, менялась техника. В конце 80-х годов начали заниматься гидроразрывом пластов. Сначала использовали имевшиеся у нас агрегаты АЦН-700, но это оказалось не очень эффективно. И в 1992 году генеральный директор акционерного общества Владимир Леонидович Богданов, ярый противник привлечения иностранных фирм для обслуживания месторождений, заключил контракт с американской фирмой «Стюарт и Стивенсон» на приобретение комплекса для производства ГРП.

За 1993 год мы сделали 30 операций ГРП. Для сравнения: план на этот год составляет 1 625 гидроразрывов пласта. И если раньше мы работали только на ст ... Читать дальше »
Строители - созидатели
Уже более полувека в России отмечается День строителя. Этот профессиональный праздник был установлен на основании вышедшего 6 сентября 1955 года Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника «Дня строителя». В составе Сургутнефтегаза тоже есть свои строительные предприятия: два строительно-монтажных треста – №1 и №2, тресты «Сургутремстрой», «Сургутнефтедорстройремонт», «Сургутнефтеспецстрой» и Управление по капитальному ремонту нефтепромысловых объектов. Накануне праздника наш корреспондент побывал в СМТ-1. О работе этого структурного подразделения рассказал заместитель управляющего трестом по производству Пётр Коник.

Строительная отрасль сегодня занимает одно из лидирующих мест по трудоемкости. Несмотря на процессы механизации, кирпичная кладка до сих пор выполняется вручную. Как работал строитель на открытом воздухе, так и работает.

Сургутский строительно-монтажный трест №1 в акционерном обществе «Сургутнефтегаз» на территории Западной Сибири занимается обвязкой кустов и вопросами надземного и общеплощадочного строительства, реконструкцией и капитальным ремонтом нефтяных объектов. В Восточной Сибири трест обвязывает нефтяные кусты, строит линейные трубопроводы на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении.

Строители СМТ-1 работают практически на всех месторождениях Сургутнефтегаза. На ДНС-3 Северо-Лабатъюганского месторождения построены и введены в эксплуатацию солерастворный узел, общежитие на 100 мест. Силами СМУ-5 СМТ-1 идет строительство ГТС на 36 МВт, а строительством подстанции занимается СМУ-10.

На Рогожниковском месторождении закончены работы по строительству и благоустройству ДНС и КНС-3, УПСВ. Там же введена в эксплуатацию компрессорная станция низких ступеней. На ДНС-1 и ДНС-2 подобные сооружения возведены на Конитлорском месторождении и ЦПС НГДУ «Комсомольскнефть». ГТС Рогож ... Читать дальше »
Автомобиль Kenworth A-500 покоряет нефтяной север
С нынешнего марта в распоряжении управления «Сургутнефтепромхим» (СНПХ) открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» находятся три насосные установки, смонтированные на автомобильном шасси Kenworth A-500 канадского производства.

– Использование новой техники, в первую очередь, позволяет увеличить нефтеотдачу пласта, – рассказывает заместитель начальника управления по транспорту Виктор Андриевский. – При разработке технического задания на изготовление необходимой нам техники за основу мы взяли сдвоенный насосный агрегат на автомобильном шасси Kenworth, который функционирует в Сургутском УПНПиКРС.

Исходя из потребностей нашего управления и специфики производства работ вынуждены были его доработать – «нарастить», так как нам нужно не просто закачать жидкость, но и соблюсти процентное содержание закачиваемых химических реагентов. Установки эксклюзивные, изготовлены в данной комплектации по нашему заказу. Естественно, по этой причине у изготовителей получилось все не сразу: по ходу испытаний и эксплуатации пришлось совместно с изготовителями кое-что совершенствовать, приспосабливать, тарировать дозирующие устройства по добавке разного вида «сухих» и «жидких» реагентов, а также устранять имеющиеся неисправности.

Kenworth A-500 совмещает в себе функции не только закачки, но и приготовления смеси в необходимом процентном содержании.

Шасси укомплектовано двигателем Katerpillar C-13 с оптимальными для проводимых работ оборотами в минуту – 1600-1800. Для выполнения беспрерывных обработок скважин с большими объемами закачиваемого реагента (до 3 тыс. куб.м) на базе нового агрегата расположены два насоса SPM 600S с высокой производительностью и с не зависимыми друг от друга приводами – двигатель, трансмиссия. Раньше при обработках использовалось два-три транспортных средства. Например, при закачке содосодержащих растворов был необходим грузоподъемный механизм. Новый агрегат с помощью установленного на нем специального у ... Читать дальше »
Как правильно начать свою карьеру
Этот вопрос далеко не праздный. Недавно на встрече за «круглым столом» своим мнением на сей счет поделились начальник управления информационных технологий ОАО «Сургутнефтегаз» Ринат ГИМРАНОВ, замначальника отдела бизнес-решений этого же управления Олеся РАЗУМНАЯ, замначальника комплекса обеспечения автоматизации вычислительных работ ПУ «Сургут АСУнефть» Олег ДЖИЧКО и ведущий инженер-программист отдела компетенции решений SAP управления Петр ОЛЕКСЮК.

Р.Г.: – Есть мнение, будто молодые работники не имеют никакой возможности подняться по карьерной лестнице. Я не согласен с таким утверждением. Наоборот, у инициативного и ответственного человека в акционерном обществе всегда есть шанс для карьерного и профессионального роста.

Начну с себя. В 1995 году я принял участие в конференции молодых специалистов с разработкой «Комплекс программ для автоматизации подсчета голосов на собрании акционеров». Занял первое место, вместе с другими призерами съездил в Гамбург. Тогда прошло первое компьютеризированное собрание акционеров Сургутнефтегаза. Меня сразу заметили и в конце года назначили начальником отдела информационных технологий в департаменте ценных бумаг. 13-й год я руковожу управлением информационных технологий. На протяжении шести лет заседал в жюри секции «Экономика». Могу заверить, что все члены жюри внимательно следят за докладами.

О.Д.: – Выступление на научнотехнической конференции – это реальная возможность показать свой потенциал. Лично я в 2002-2003 годах участвовал в конференциях и занимал вторые места. Я обрел уверенность в своих силах. Стали поступать заманчивые предложения о переходе в другие структурные подразделения. Но интерес к работе удержал в АСУ.

У нас много замечательных проектов, специалисты предлагают к реализации свои идеи. Например, Евгений Рыжков стал победителем первого тура окружного конкурса «Золотое будущее Югр ... Читать дальше »
В основание заложили камень
В восемь часов утра работа на Рогожниковском месторождении уже в разгаре. Специалисты СМУ-3 Сургутского строительно-монтажного треста №1 возводят дожимную насосную станцию, ввод которой состоится в августе этого года.

Сверкает и переливается на теплом летнем солнце ДНС-2. Два километра линий электропередачи, собственная подстанция, новое общежитие, большая и светлая столовая… До окончательной сдачи объекта еще месяц, тем не менее, он уже практически готов к запуску.

– К строительным работам бригады приступили 20 января 2011 года, – рассказывает заместитель управляющего Сургутского строительно-монтажного треста №1 Сергей Чудайкин. – Буквально с первых дней мы задали высокий темп, поэтому строительство продвигается настолько быстро. Пожалуй, это один из первых объектов, который нам удалось возвести за полгода, раньше на это уходило порядка 10-12 месяцев. Квалификация специалистов растет, увеличивается производительность труда, потому сокращаются сроки строительства, качество выполненных работ при этом сохраняется на высоком уровне.

Специфика Рогожниковского месторождения в том, что сложный состав грунта не позволяет забивать традиционные 12-метровые сваи.

– Мы использовали новые, 18-метровые сваи, – поясняет производитель работ строительно-монтажного управления №3 Сургутского строительно-монтажного треста №1 Алмаз Гараев. – И, кстати, успешно.

Нововведением стало и использование металлических труб с антикоррозийным покрытием. Если раньше труба быстро подвергалась коррозии из-за сероводорода, то новое покрытие значительно увеличило срок ее службы.

Заказчиком дожимной насосной станции №2 выступило НГДУ «Быстринскнефть». По словам начальника диспетчерской службы по обслуживанию объектов Рогожниковского месторождения НГДУ «Быстринскнефть» Сергея Конакова, скоро дожимная насосная станция №2 заработает на полную мощность.

– В состав дожимной насосной станции №2 войдут ремонтно- ... Читать дальше »
Из жизни заправляющих
С учетом требований времени в 2007 году компания начала деятельность по реализации сжиженного газа, проведя реконструкцию АЗС № 11 и оснастив ее дополнительным оборудованием. В настоящее время пропан-бутан автомобильный реализуется на двух АЗС ООО «Башнефть – Удмуртия».

Почти на всех АЗС «Башнефть-Удмуртии» есть магазины с продуктами питания и товарами первой необходимости. Также там можно найти такие приятные автомобильному сердцу мелочи, как моторное масло и автохимия. Водители на многих АЗС могут выпить чашечку кофе.

Нефтебазы ООО «Башнефть-Удмуртия» соответствуют жестким мировым стандартам. Имеющееся оборудование полностью исключает технологическое смешивание разных видов нефтепродуктов как при приемке, так и при отпуске топлива в бензовозы. Измерительные комплексы АСН-10ВГ2/2 позволяют устанавливать объем заливаемого в спецмашины бензина с помощью пульта дистанционного управления. Погрешность при отпуске не превышает 0,15%.

Постоянному контролю подвергается вся цепочка движения нефтепродуктов от нефтебазы до конечного потребителя. Бензовозы работают с отдельными видами топлива, все они пломбируются самоклеющимися пломбами-наклейками, маршрут и сохранность партии контролируются по GPS службой безопасности компании. Топливораздаточные колонки шведской фирмы Wayne – Dresser хорошо зарекомендовали себя в европейских странах, США, Канаде и других регионах мира. Точность отпуска соответствует составляет практически 100%. На каждой АЗС имеются табло качества реализуемой партии нефтепродуктов с указанием основных параметров топлива.

В 2002 году компания одной из первых в России внедрила систему управления сетью автозаправок, объединив их в одно информационное пространство. Это позволило автоматизировать все операции на ... Читать дальше »
Начистоту
Мы продолжаем рассказ о подразделениях «Башнефти». В этом номере речь пойдет о людях, которые пытаются обеспечить нам, нашим детям, внукам и правнукам комфортное и здоровое существование, – экологах. О том, что они делают для того, чтобы воздух был свежее, вода чище, а трава зеленее, рассказывает директор Департамента охраны труда и ГО ЧС, промышленной безопасности и экологии ОАО АНК «Башнефть» Рустэм Ишалин.

Рустэм Надилевич, расскажите, как устроена экологическая служба в компании?

– Всеми вопросами экологической безопасности и охраны окружающей среды в «Башнефти» занимаются экологические службы управляющей компании, филиалов и дочерних обществ. Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологии находится в прямом подчинении Президенту ОАО АНК «Башнефть». Наше подразделение формирует единую политику в области экологии, занимается организацией и координацией всей работы, связанной с экологической безопасностью и соблюдением природоохранного законодательства, а также оказывает методологическую помощь по вопросам охраны окружающей среды. Хотя вполне можно сказать, что вклад в защиту экологии вносит каждый сотрудник «Башнефти» – работники современных установок, на которых минимизировано количество выбросов, люди, занятые в производстве топлива европейского стандарта, и т. д. В каждом новом проекте обязательно есть раздел «экология», мы должны заранее задумываться о возможном негативном влиянии на окружающую среду и стараться его максимально уменьшить. Эколог не может действовать в одиночку. Решают все – от руководителей до исполнителей.

– С какими главными экологическими проблемами приходится бороться вашему департаменту?

– На самом деле, экологией начали всерьез заниматься только с 1995 года, после выхода постановления правительства об охране окружающей среды. В наследство от Советского Союза нам остались горы нефтешламов и устаревшие нормативы. Эти огрехи мы до сих пор полностью не сгладили. Сейчас ... Читать дальше »
Привязанность профессионалов к токарному ремеслу
До переезда в Сургут Валентина трудилась токарем в механических мастерских в Донбассе, где на металлообрабатывающем оборудовании производили ремонт крупных горно-шахтных машин. К примеру, валы для колес, храповики для огромных насосов. Работали сдельно, и Валентина постоянно ходила в красной косынке, а это значило, что всегда была в передовиках.

Как добывается уголь, Валентина со своим супругом Владимиром знали, а вот как нефть «достают» из недр? Молодую семью снова потянуло на романтику. Так они оказались в Сургуте. Владимир устроился в строительную организацию, а Валентина – на транспортное предприятие. Она по сей день трудится токарем в Сургутском УТТ №1, ее трудовой стаж скоро достигнет 30 лет.

В УТТ своя специфика производства. Первое её время, ранее имевшей дело с заказами на изготовление крупных деталей, непривычно было вытачивать какие-то «винтики и шпунтики»… Но, как оказалось, это не менее ответственная и важная работа. Она требует высокой подготовки и не каждый токарь справится с ней. Валентина Геннадиевна освоила новые операции быстро. На токарном станке изготавливает различные переходники, штуцера, кольца, шпильки, гайки, болты. Нередко приходится подгонять, дорабатывать те комплектующие детали, которые поступают с заводов-изготовителей.

– Раньше в управлении была своя кузня, где выпускали всевозможные фасонные резцы, и мне всегда было интересно выполнять ими сложную работу, – рассказывает Валентина. – Вытачивали на станке крышки, шкивы.

Токарем Валентина стала по совету своего старшего брата. После смерти мамы под их опекой остались младшие сестра и брат, которых необходимо было выводить в люди, а специальность токаря – это гарантия хороших заработков. Конечно, обеспеченная жизнь всегда достается трудом, старанием, сноровкой, и успешность пути от ученика до ... Читать дальше »
Стеклянных дел мастер
В «Башнефти» трудятся люди самых разных профессий, каждая из которых важна и нужна. Есть профессии распространенные, есть редкие, а бывают очень редкие. К примеру, мало кто знает, что на «Новойле» существует должность стеклодува. Анатолий Васильев с утра до вечера выдувает колбы для лабораторий и прочие крайне нужные мелочи, а в свободное от работы время сочиняет эпиграммы на коллег. В общем, творческая личность.

Профессии стеклодува нигде не учат. Это «штучный товар». Я, к примеру, набирался мастерства на заводе имени XXII партсъезда, теперь ОАО «Уфанефтехим». В опытно-исследовательском цехе в то время работали четыре стеклодува. Задачи им ставили кандидаты наук – они изобретали, вносили рацпредложения, а мы воплощали их замыслы в стекле – делали мини-модели для тестирования химических процессов в малых объемах. Это была очень интересная творческая работа под руководством опытных учителей. Ну и плюс колбы для лабораторий. Мы всегда были с ними неразрывно связаны. Сейчас считается, что стекло лучше закупать на стороне. Наша профессия вымирает. Не только в компании, вообще в стране. Во всей Уфе стеклодувов можно пересчитать по пальцам. На наших заводах, да и то не на всех, осталось по одному человеку.

В 2002 году мастерская стеклодува, существовавшая с незапамятных времен, переехала в новое здание. Делали ее под заказ – размещали вытяжки, газовую горелку, муфельную печь. Основным рабочим инструментом Анатолия Васильева является большая стеклодувная газовая горелка, с помощью которой можно регулировать интенсивность и температуру пламени. Именно здесь стекло превращается из твердого и хрупкого вещества в вязкую тягучую массу, которая подчиняется воле человека. Когда горелка работает – береги уши, очень громко. Приходится надевать наушники.

Стеклодув ... Читать дальше »
Информационное сообщение о проведении открытого аукциона
Открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» проводит 17.06.2010 в 10:00 торги в форме открытого аукциона по адресу: г.Сургут, ул. Губкина, 13, актовый зал, по продаже следующего имущества:

Лот №1. Автомобиль УРАЛ-4320-30 ИФ-300С, год выпуска 1995, государственный регистрационный знак М897АО86, пробег 225 918 км, имеется коррозия кузова, течь масла в верхнем оборудовании, требуется ремонт двигателя, КПП, переднего моста, тормозной системы. Начальная стоимость лота с учетом НДС: 350000 (триста пятьдесят тысяч) руб.

Осмотр автомобиля УРАЛ-4320-30 ИФ-300С и ознакомление с технической документацией производится до 15.06.2010 в будние дни с 14:00 до 15:00 по адресу: ХМАО, Сургутский район, г.Лянтор, ул.Дорожников, 26, база УТТ НГДУ «Лянторнефть». Контактное лицо: Александр Александрович Гришин, телефоны: 8 (34638) 36-079; 89226593180.

Лот №2. Трактор ЭО-5126, год выпуска 1999, государственный регистрационный знак 7469ХХ86, наработка 9 671,8 м/ч, требуется ремонт ходовой системы и гидромоторов. Начальная стоимость с учетом НДС: 270000 (двести семьдесят тысяч) руб.

Осмотр трактора ЭО-5126 и ознакомление с технической документацией производится до 15.06.2010 в будние дни с 08.00 до 17.00 по адресу: ХМАО, Сургутский район, г.Лянтор, ул.Дорожников, 26, база УТТ НГДУ «Лянторнефть». Контактное лицо: Вячеслав Ермолаевич Агилев, телефоны: 8 (34638) 36-095; 89044890083.

Лот №3. Трактор К-700 А, год выпуска 2001, государственный регистрационный знак 8691ХХ86, наработка 16 956 м/ч, требуется ремонт КПП. Начальная стоимость лота с учетом НДС: 400000 (четыреста тысяч) руб.

Осмотр трактора К-700 А и ознакомление с технической документацией производится до 15.06.2010 в будние дни с 09:00 до 11:00 и с 14:00 до 17:00 по адресу: ХМАО, Сургутский район, район ДНС-5 ... Читать дальше »
Даешь нефть круглый год!
12 декабря с выносного причального устройства нефтеотгрузочного терминала порта Пригородное на юге острова Сахалин впервые началась отгрузка нефти.

Главный исполнительный директор компании Иэн Крейг дает команду – и с терминала отгрузки нефти на выносное причальное устройство, а оттуда и на танкер начинает поступать нефть. С находящегося рядом с танкером буксира взметнулись фонтаны воды и к этому салюту гудками присоединились стоящие в акватории порта суда. Так началась новая веха в истории проекта «Сахалин-2».

Переход к круглогодичной добыче и отгрузке нефти стал одной из самых крупных вех в многолетней работе по комплексному освоению разрабатываемых месторождений. «Это событие – венец плодотворного сотрудничества сахалинских нефтяников, геофизиков, геологов, акционеров и учредителей компании «Сахалин Энерджи», многих других предприятий и специалистов, - подчеркнул Александр Хорошавин. У нас на Дальнем Востоке происходят значимые события не только для России, но и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона».

24 ноября этого года первая нефть с платформы «Моликпак» пришла на терминал в Пригородное по наземному нефтепроводу протяженностью около 800 км.

Порт, который готов к бесперебойной работе по отгрузке углеводородов, рассчитан на прием 160 газовозов и 100 нефтеналивных танкеров в год. Инфраструктура порта позволяет выполнять погрузочные работы на танкере за 16 часов. Для хранения нефти предназначены два резервуара общей рабочей вместимостью 1,2 млн баррелей (190 тыс. куб. м). Сама отгрузка осуществляется с выносного причального устройства, расположенного в 4,5 км от берега в Анивском заливе, куда нефть подается по морскому трубопроводу.

Как отметил Иэн Крейг, «сегодняшним достижением мы обязаны самоотверженному труду десятков тысяч людей».

В пусконаладочных ... Читать дальше »
Здравствуй, весна!
Весна в разные страны и города приходит по-разному: где-то уже цветут акации, где-то шумит капель, а у нас, на севере, в это время еще лежит снег, который пока не собирается таять.

Но сургутская весна, несомненно, особенная: то лукаво спрячется, то неожиданно вновь одарит редким теплом. Но так хочется освободиться от зимней усталости, ничего не делать, а просто бродить по улицам, наблюдать за проказами озорных воробьев и наслаждаться запахами пробуждающейся природы. И так хочется впитывать в себя этот поток безусловно кристальной чистоты! Впитывать и с доброй улыбкой отдавать его всем своим родным, друзьям и коллегам по работе. Но самое главное - в полной мере ежесекундно ощущать себя частью целого мира!

А еще с наступлением весны мы всегда с нетерпением ждем главный праздник всех времен и народов - 8 Марта. Глядь - а по сургутским заснеженным улицам опять спешат мужчины с яркими букетами цветов в руках. Хотя некоторые из мужчин знали, что доставка цветов от магазина "Театр Цветов" всё-таки лучше и удобнее, поэтому сделали свой заказ именно там. А навстречу им идут женщины - нежные, чуткие, красивые, с надеждой в душе, с любовью в сердце и с весной в глазах.

А в это время юный поэт, покусывая кончик карандаша, нервно выводит на мятом листе строки будущего стихотворения о весне и любви: «Весна, весна! Зачем же ты издревле дурманом заволакиваешь Русь?» И пусть оно еще неумелое, с рвущимся ритмом и рыхлыми рифмами, зато искреннее и самое гениальное для него, потому что написано взахлеб!

И именно в это время наш авторский коллектив ломает голову над тем, как «Женский взгляд» сделать настоящим подарком вам, дорогие читатели. Мы очень старались, чтобы он получился красивым, излучал свет и согревал вас своим теплом. Ведь именно такие женщины работают в ... Читать дальше »
Производственный конвейер нефтепереработки
Одним из самых важных событий последнего времени для УНПЗ стал пуск двух новых реакторов гидроочистки вакуумного газойля на секции 100 установки Г-43-107 М. Благодаря этому завод получил возможность выпускать топливо класса Евро-4. Кстати, установок, подобных этой, всего три в стране. Одна у нас, еще две – в Москве и Омске.

Нашим гидом стал начальник технического отдела ОАО «УНПЗ» Валерий Качкаев. Садимся в его машину – и вперед, на установку! По дороге Валерий Владимирович, 30 лет отдавший работе в нефтянке, проводит краткий ликбез, рассказывая о процессах нефтепереработки и работе самого старого НПЗ Башкирии.

– Да, завод был пущен одним из первых в стране, – объясняет Качкаев, – но о той поре уже ничего не напоминает. Были какие-то довоенные клепаные резервуары, но и их уже давно снесли. На заводе идет постоянная модернизация оборудования. Вот установка Г-43-107. Несмотря на то что она была запущена в День смеха – 1 апреля 1994 года, для предприятия это стало серьезным достижением. Таких установок всего три в стране. Благодаря ей удалось значительно повысить глубину переработки нефти и начать переработку вакуумного газойля, получая на выходе высокооктановый 92-й бензин, а также пропан-пропиленовую и бутан-бутиленовую фракции, компоненты дизельного топлива, компонент мазута, а так же МТБЭ. А вот, собственно, и Г-43-107. Первым делом идем в центральную операторную.

– Именно отсюда, – говорит ведущий инженер-технолог производства Валерий Перышкин, – осуществляется управление всеми технологическими процессами и операторами на установке. Четыре секции обслуживает смена из 28 человек. Работают ребята по восемь часов, всего пять смен. Старшие операторы обслуживающие ленточный транспортер ведут наблюдение за технологическим режимом по мониторам, на которых виден весь процесс работы. Другие члены бригады находятся, как мы говорим, «в поле» – то есть непос ... Читать дальше »
В начале всех начал органической химии
Есть в этом некоторый парадокс, и даже не один. Положа руку на сердце: многие ли из нас, работающих в Томсктрансгазе, могут сказать, что в совершенстве знают всё о том сырье, которое мы поставляем по нашим магистральным системам? Вряд ли. Поскольку даже учёные специалисты с научными степенями и академическими званиями в ответ на многие вопросы только разводят руками. ... Читать дальше »
« 1 2 ... 107 108 109