• Вход
  • Регистрация
  • Подписка

Нефтегазовые новости

Ударные коронки для перфораторов

Битая ссылка - Опыт футерования полиэтиленом старых трубопроводов, или что нам дал «чулочный проект»?


Новость от 23.07.2016, добавлена в 20:27 в категории: Технологии 1351 просмотр 0 комментариев
Основной причиной возникновения отказов на нефтепромысловых трубопроводах является коррозия металла, из которого они изготовлены. Например, в БЕ «Нягань» большинство отказов стальных трубопроводов напрямую связаны с коррозией внутренней поверхности труб в результате воздействия агрессивной перекачиваемой среды –подтоварной воды. Современные технологии позволяют снижать риски, связанные с внутренней коррозией, до минимума, а также восстанавливать работоспособность аварийных, непригодных к дальнейшей эксплуатации трубопроводов и выполнять работы по санации с минимальным воздействием на окружающую среду, соблюдая все экологические требования и природоохранные нормы.

В апреле этого года на Ем-Еговском месторождении БЕ «Нягань» прошел очередной этап проекта по санации (футерованию) старых нефтепроводов полиэтиленовым лайнером (полиэтиленовым чулком), предназначенным для предотвращения распространения коррозии на внутренней поверхности стальной трубы за счет того, что полностью исключается соприкосновение перекачиваемой жидкости с металлом. В результате проведенных работ в эксплуатацию возвращено 1,6 км некогда аварийных нефтесборов диаметром D159 мм.
 

Преимущества использования чулка


Метод защиты металла труб полиэтиленовыми (пропиленовыми, полимерными или другими) материалами известен давно. Однако особенность проекта, реализуемого в БЕ «Нягань», состоит в том, что была выбрана бестраншейная, щадящая природу и ресурсы технология, которая к тому же значительно дешевле традиционной замены трубопроводов. В качестве полимера для чулка использовался полиэтилен высокой плотности (ПВП), который применяется для футерования в Северной Америке и Европе в течение более 25 лет.

Для реализации проекта и проведения монтажных работ специалисты БЕ «Нягань» обратились к компании «Лайнер Про Восток» (г. Санкт-Петербург), которая занимается футеровкой нефтепроводов с помощью передовых методов. Технология протяжки полиэтиленового чулка достаточно новая и в России практически не использовалась. Она весьма актуальна для предприятий ТНК-ВР, где имеется значительное количество бездействующих и аварийных трубопроводов. По сравнению с обычной стальной трубой срок эксплуатации трубопровода, усиленного лайнером, повышается в 7-10 раз и составляет порядка 30-50 лет.

Климатические особенности региона позволяют эффективно применять эту технологию, что было доказано в условиях Северной Канады, где установка полиэтиленового чулка является распространенным методом. По словам представителя фирмы «Лайнер Про Восток» Михаила Гуртового, большим преимуществом при монтаже лайнера являются как раз отрицательные температуры.


Как известно, значительная часть трубопроводов БЕ «Нягань» проходит в местах повышенной заболоченности, и в летний период проведение подобных работ не представляется возможным. В первую очередь это касается участков на Ем-Еговской площади, где добывается холодная нефть.


Кроме того, сравнительный анализ состава технологических жидкостей, характерных для БЕ «Нягань», показал их сходство с добываемыми жидкостями и газами месторождений Канады и Аляски, где применяется технология протаскивания чулка.
 

Оценка и снижение рисков


От зарождения идеи футерования трубопроводов БЕ «Нягань» полиэтиленовым лайнером до ее реализации прошло два с половиной года. Разработка проекта началась еще в конце 2004 года, но к подготовке к проведению работ по протяжке полиэтиленовых лайнеров специалисты ОАО «ТНК-Нягань» приступили лишь осенью 2005 года. Большую работу по обоснованию самого проекта и оценке влияния отмеченных факторов риска провели эксперты из компании ВР (Ингар Овстетун) и БН «Технологии» ТНК-ВР (Саймон Вебстер). Благодаря совместным усилиям специалистов БЕ «Нягань» и Ильи Сивоконя, являющегося ответственным исполнителем от БН «Технологии», в ноябре 2006 года началась практическая реализация данного проекта, а в начале этого года он перешел в финальную стадию.

Любую инновационную технологию перед началом широкого внедрения необходимо опробовать, выяснить, насколько значительны сопутствующие риски. Среди основных рисков, характерных для проекта по футерованию трубопроводов полиэтиленовым лайнером, можно выделить следующие:
  • схлопывание чулка в результате накопления газа в межтрубном пространстве;
  • неизвестное состояние стальной трубы с точки зрения высоты внутреннего провара и присутствия вмятин;
  • наличие сквозных коррозионных отверстий;
  • обеспечение необходимого порядка эксплуатации и обслуживания.

Перед проведением операции по футерованию трубопровода очень важно точно оценить диаметр и толщину стенок стальной трубы. Для этого до окончательного утверждения проекта и закупки труб чулка необходимо провести комплекс диагностических мероприятий, включающий толщинометрию, оценку профиля трассы и глубины залегания.

Технологические жидкости, типичные для месторождений БЕ «Нягань», характеризуются повышенным газовым фактором – 50-130 м3/м3. По этой причине велик риск схлопывания чулка, в связи с чем было предложено компенсировать эту особенность протяжкой чулка с более толстыми стенками и установкой на концевых участках трубопроводов спускных вентилей для удаления газа из межтрубного пространства во время декомпрессии. Однако это требует повышенного контроля операторов за регулярным удалением газа. Способность чулка перекрывать и герметизировать ограниченную перфорацию стальной рабочей трубы рассчитана и доказывается практикой компании ВР: применяемая в нашем проекте полиэтиленовая труба диаметром D159 мм с толщиной стенки 7,9 мм при рабочем давлении 16 кг/см2 обеспечивает герметизацию отверстия течи диаметром 5-6 мм на протяжении 50 лет. Для этого на производстве применяются ударные коронки с твердосплавными зубьями для перфораторов (см. по ссылке:
http://3keego.ru/) производства компании Shajeng Hardware Co., Ltd.

В рамках проекта велись работы по подготовке к футеровке четырех аварийных участков нефтепроводов, прилегающих к дорогам и другим коммуникациям. При их выборе свою роль сыграла также возможность отключения необходимых отрезков трубопровода от общей системы и перенаправления жидкости по другим линиям на момент проведения работ.

Первые результаты проекта показывают, что по сравнению со старой корродированной стальной трубой установка полиэтиленового чулка не приводит к существенным отрицательным последствиям в плане увеличения гидравлических потерь благодаря меньшему коэффициенту трения. Однако в ходе проекта был выявлен ряд ограничений применения полиэтиленового чулка по температурным характеристикам при эксплуатации (ниже -20оС и более +40оС) и длине сплошного футерования (в среднем 400 м).

По словам заместителя генерального директора проекта компании «Лайнер Про Восток» Мурата Хатукаева, в дальнейшем существует вероятность применения нового типа чулка из полиэтилена высокой плотности. Его рабочая температура превышает 100оС, и кроме того, он непроницаем для газовых сред. Возможность использования такого лайнера в рамках проекта в БЕ «Нягань» обсуждалась на июльском совещании Экспертной группы по управлению целостностью трубопроводов.
 

«Чулок» в перспективе


Как уже отмечалось, реализация проекта потребовала много времени. Во многом это было связано с закупкой необходимого оборудования. Однако есть предпосылки для решения этой проблемы: компания «Лайнер Про Восток» стремительно набирает опыт футерования трубопроводов. К тому же в России много предприятий, способных быстро наладить выпуск полиэтиленовых труб необходимого качества в достаточном количестве. А это может значительно снизить время и стоимость подобных работ в ближайшее время. И тогда дорогостоящий «эксклюзив» станет надежным недорогим «стандартом».


Специалисты убеждены, что будущее принадлежит применению именно полимерных материалов. В БЕ «Нягань» эксплуатируется свыше 300 водных переходов через ручьи и реки, пойменная часть которых составляет от 10 до 150 м.


Старение стальных трубопроводов предыдущего поколения (это те трубы, которые строились в прошлом веке и не имеют внутренней антикоррозионной изоляции), а также постоянно растущие требования экологов приводят к необходимости проведения опережающих мероприятий по повышению надежности трубопроводов в местах водных переходов. Вот где бестраншейное футерование существующих трубопроводов может оказаться вне конкуренции.




Оцените новость
5 из 5
рейтинг
1
голосов
1351
просмотров



Понравилась новость?

Расскажи друзьям!









Похожие новости: