• Вход
  • Регистрация
  • Подписка

Новости


Нефтегазовые новости: Технологии


Технологии


++
Светодиодные лампы
В настоящее время в Компании накоплен большой опыт применения светодиодных светильников, на предприятиях БН «Разведка и Добыча» в течение последних трех лет проводятся точечные пилотные проекты. Претензий к надежности работы светильников нет, но в результате нецентрализованных закупок сегодня на площадках предприятий установлены светильники почти десятка различных производителей. Однако намного эффективнее закупать светильники у двух-трех основных поставщиков – это позволит снизить их закупочную стоимость и положительно скажется на качестве обслуживания: поставщику будет выгодно работать с Компанией и создавать центры по сервисному обслуживанию и гарантийной поддержке.

С 2009 по 2012 год светодиодные лампы значительно снизились в цене, почти в два раза, тогда как сила светового потока, его качество и срок службы светильников за этот период существенно увеличились. В целом перечисленные факторы повлияли на снижение удельных капитальных затрат на 100 лм светового потока почти в четыре раза. Таким образом, если раньше замена светильников была нерентабельна по причине их высокой стоимости, то сейчас экономические показатели такого проекта становятся приемлемы для его практической реализации. Также просматривается тенденция дальнейшего снижения удельной стоимости светодиодов до 2015 года.

На первом этапе реализации проекта был проведен анализ российского рынка светодиодных светильников.


К сожалению, хотя на рынке и представлено большое количество производителей, многие из них не изготавливают комплектующие сами, а закупают их за рубежом (чаще всего – в Китае), что не всегда положительно сказывается на качестве готовой продукции. Поэтому были выбраны лишь те компании, которые выпускают комплектующие в полном объеме сами либо закупают их у известных североамериканских, европейских, японских или южнокорейских производителей. Запросы на предостав ... Читать дальше »
Промышленная вентиляция
Не менее важной частью проекта были работы по модификации оборудования на платформе Лан Тай. Они включали изменения, вносимые в структурные элементы, трубную обвязку, энергохозяйство и системы управления, связанные с новым соединительным трубопроводом до водоотделяющей колонны Лан До, и изменения в шлангокабель, в том числе новую станцию управления.

Дизайн трубной обвязки и оснований под клапанные узлы требовал производства сварочных работ. Хотя некоторые виды огневых и электротехнических работ были запланированы к проведению во время капитального ремонта платформы в сентябре 2011 года, но размер жилого блока на Лан Тай в тот момент не позволил разместить на платформе необходимое количество рабочих. При этом жесткие условия контракта на добычу с Лан Тай не позволяли продлить период капитального ремонта. Поэтому было необходимо составить и реализовать программу работ по модификации оборудования, включающую проведение огневых работ (сварных и электротехнических) без остановки добычи на платформе.

Эта программа была успешно реализована без аварий и происшествий благодаря хорошо подготовленной и спланированной системе разрешений на производство работ, для выполнения которых использовались хорошо подготовленные ресурсы опытных подрядчиков и тщательный контроль.


Огневые сварочные работы выполнялись при помощи гипербарических камер, представляющих собой герметичные контейнеры в которых присутствует принудительная промышленная вентиляция, а также создавалось положительное избыточное давление, предотвращающее любое случайное попадание газов с работающей установки. Камеры были также оснащены газоанализаторами и детекторами.
 

Реализация проекта


Реализация проекта проходила под руководством проектной команды во главе с генеральным менеджером Крейгом Дьюэллом, менеджером по инжинирингу Роландом Доусоном и менеджером по бурению Майком Стефановым. ... Читать дальше »
Алюминиевый пруток
Существенную часть программы внутрискважинных работ ТНК-ВР, как с точки зрения затрат, так и объемов работ, составляют мероприятия гидроразрыва пласта (ГРП).

К сожалению, в ТНК-ВР число осложнений при проведении ГРП составляет в среднем 10-12%, а в отдельных регионах – до 20%. Опыт показывает: данный показатель может быть снижен до 1% и менее. Для ТНК-ВР это означало бы дополнительную добычу 80 тыс. т нефти ежегодно.

Результаты проведенного анализа говорят о том, что причиной осложнений при проведении операций ГРП («стопов») в 35-50% случаев является недостаточное вскрытие пласта перфорацией. Разумеется, любые мероприятия по совершенствованию программы ГРП обязательно должны включать вопросы улучшения качества прострелочно-взрывных работ (ПВР). Для достижения этой цели была подготовлена программа, предусматривающая разработку стандартов по перфорации, аудит проведения ПВР на скважинах, аудит подрядчиков, оказывающих эти услуги, а также работу с производителями прострелочно-взрывной аппаратуры (ПВА), направленную на совершенствование готовой продукции и методов ее испытания.
 

Виды перфорационных зарядов


Существуют два вида скважинных перфорационных систем: заряды глубокого проникновения (ГП) и системы с зарядами «большое отверстие», которые используются для перфорации перед стимуляцией пласта методом ГРП. Заряд ГП имеет характерную остроугольную облицовку из порошкового металла. Это обеспечивает создание глубокого канала при вторичном вскрытии пласта без дополнительной интенсификации притока. Обычно после перфорации ГП стимуляция скважины не требуется, и приток углеводородов осуществляется по каналам, созданным кумулятивными зарядами. По этой причине диаметр входного отверстия в обсадной колонне не является столь важным параметром, как длина пробивного канала.

Заряд системы большого диаметра пробития имеет внутренний сердечник из ... Читать дальше »
ТК «Апрель»
Согласно планам Правительства Российской Федерации, к 2020 году снижение общего уровня загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов должно составить 20%. Для достижения этой цели сейчас разрабатывается и внедряется большое количество мероприятий и инициатив. Немаловажную роль в процессе снижения загрязнения атмосферы должно сыграть и снижение валового выброса углеводородов автозаправочными комплексами.

Мировой опыт показывает, что вклад автозаправочных комплексов (АЗК) в общий суммарный уровень загрязнения воздуха населенных пунктов варьируется от 10% до 15%, что, безусловно, оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. В качественном составе выбросов АЗК преобладает смесь предельных углеводородов группы С1-С5 и С6-С10, что составляет 70% и 25% от общего валового выброса АЗК соответственно.

Эти данные подтверждают российские исследования, а также статистика ТНК-ВР. В зависимости от мощности объекта, общий валовый выброс одного АЗК Компании варьируется от 1 т до 22 т в год, при этом качественный состав выброса соответствует мировым и российским показателям – углеводороды группы С1-С5 составляют до 66% выброса, С6-С10 – до 24%.

Сегодня существует два комплекса воздухоохранных мероприятий, которые позволяют существенно снизить объемы выбросов загрязняющих веществ АЗК в атмосферный воздух населенных пунктов: это планировочные мероприятия, такие как соблюдение санитарно-защитной зоны (СЗЗ), и технологические – например, оснащение дыхательных клапанов специальными устройствами и использование системы улавливания и отвода паров моторного топлива (системы рекуперации). Опыт ТНК-ВР показывает, что при возможности обеспечения нормативной СЗЗ для АЗК необходимость в технологических мероприятиях отпадает – этот вывод подтверждают и результаты производственного лабораторного контроля качества атмосферного воздуха в районе размещения АЗК. Однако в условиях плотной застройки, гд ... Читать дальше »
Торговое оборудование
Сеть ТНК-BP заслуженно считается лидером розничного рынка России. Мы одними из первых в стране внедрили полноформатные многофункциональные автозаправочные комплексы, разработали трассовый оффер, значительно расширили ассортимент продуктов и услуг, предоставляемых нашим клиентам. Активно растет наш бизнес электронных карт. Инновационный подход к продуктам позволил нам выйти на зарубежные рынки: карты «Магистраль-Карт» принимаются в России, Казахстане, Монголии, Белоруссии, Украине и Европе. Мы продолжаем активно привлекать клиентов и повышать их лояльность современными маркетинговыми технологиями.

Опыт ТНК-BP в области розничных продаж активно перенимается другими нефтяными компаниями, многие из которых приняли масштабные инвестиционные программы и осуществляют сегодня крупные инвестиции в свои бренды и развитие сетей АЗС.

Сеть ВР в России является лучшей по показателям продаж и доходности среди других сетей этого бренда в мире. Но сегодня для того, чтобы развиваться, необходимо постоянно двигаться вперед, для того, чтобы быть лидером на высококонкурентном розничном рынке, необходимо иметь инновационное мышление и постоянно повышать эффективность.


На протяжении нескольких месяцев команда бизнес-единицы «Маркетинг» активно работает над обновленной стратегией подразделения. В рамках журнала мы, наверное, не вправе детально описывать наше ноу-хау, дающее нам конкурентные преимущества, особенно если работа над ним еще продолжается. Однако некоторые основные положения я приведу.

В стратегии мы четко определяем дальнейшие направления развития наших брендов «ТНК» и «BP». Детально прописываем регионы нашего присутствия, те форматы, продукты и услуги, а также организационную структуру и компетенции, которые обеспечат нам дальнейшее уверенное лидерство на рынке.
 

Маркетинг и бренд


Рынок маркетинговых услуг активно развивается. В условия ... Читать дальше »
Система автоматизации предприятия
С 2010 года в ТНК-ВР реализуется программа автоматизации полного цикла процессов бурения – от проектирования до сбора и анализа данных. Эта работа является частью масштабного ИТ-проекта «Актив будущего», ее задачи – сократить время бурения, уменьшить число нарушений технологических процессов, предотвратить аварийные ситуации на буровых, повысить контроль над работой подрядчиков и создать единую информационную среду для буровых компаний.



До 2010 года система автоматизации предприятия в компании отставала от мировой практики, а сбор, обработка данных и формирование отчетности выполнялись вручную. Для обработки и хранения информации использовались возможности Microsoft Excel, что существенно замедляло работу и приводило к ошибкам при выполнении расчетов и анализа.



Отсутствие единой базы данных делало невозможным проведение комплексного анализа процессов бурения, а ограниченность возможностей оперативного удаленного мониторинга на уровне Корпоративного центра (КЦ) и целевых дочерних обществ (ЦДО) не позволяла экспертам своевременно вмешаться в процесс при возникновении нештатных ситуаций.

Все это, наряду с отсутствием механизма проверки достоверности поступающей с буровых информации, затрудняло процесс контроля бурения; возможные выгоды от оптимизации бурения не реализовывались.





Решение задачи по автоматизации и интеграции процессов бурения было возложено на Департамент бурения и Департамент метрологии, автоматизации, связи и информационных технологий БН «Разведка и Добыча» с привлечением сотрудников Управления информационных технологий, Центра поддержки бурения (ЦПБ), департаментов бурения и ИТ-подразделений дочерних обществ. Усилия этой команды позволили на базе лучших многомодульных программных комплексов мирового уровня (Landmark, WellOnline) создать уникальн ... Читать дальше »
Редуктор давления
В октябре 2010 г. руководством бизнес-направления «Разведка и добыча» было принято решение о реализации комплексной программы реинжиниринга наземной инфраструктуры. Эта программа активно реализуется на Самотлорском месторождении. ... Читать дальше »
Криогаз
Флот судов для прокладки шлангокабеля, трубопровода и монтажа объектов подводной инфраструктуры состоял из баржи-трубоукладчика Sapura 3000, судна обеспечения водолазных работ (DSV) Rockwater 2, а также различных исследовательских, грузовых и вспомогательных судов.

Как баржа-трубоукладчик, так и судно DSV оснащены системами динамического позиционирования, т.е. сохраняют неподвижность на море при помощи поворотных движителей, управляемых навигационной системой GPS, и не нуждаются в использовании якорей – это снижает вероятность повреждения оборудования, устанавливаемого на морском дне. Баржа-трубоукладчик использовалась для прокладки сначала шлангокабеля, а затем газопровода, а водолазное судно DSV подошло позднее для монтажа объектов подводной инфраструктуры, фланцевых соединений и подключения соединительных шлангов и кабелей, идущих от электрогидравлического шлангокабеля к устьевой арматуре и клапану SSIV.

Хотя в узлах соединения скважинных манифольдов с трубопроводом используются соединители с дистанционным управлением, а шланги и кабели, идущие от шлангокабеля подключаются с использованием подводного аппарата с дистанционным управлением (ROV), проект «унаследовал» традиционное донное фланцевое соединение на ранее установленной водоотделяющей колонне на Лан Тай. Для подключения к этому фланцевому соединению проще всего использовать водолазов. Поскольку их в любом случае предстояло привлекать к работе, команда проекта приняла решение ускорить строительство за счет применения фланцевых соединений и использования водолазов на клапанном узле SSIV и соединительном блоке PLET, хотя в принципе для обустройства глубоководных объектов можно было использовать устройства для установки оборудования с дистанционным управлением.

После укладки секций шлангокабеля с заранее подготовленными на суше соединительными муфтами был проложен газопровод, а оборудование подводной инфраструктуры размещено вдоль него на дне в ожидан ... Читать дальше »

Дом из бруса
Ключевым элементом Стратегии повышения эффективности механизированной добычи нефти и одним из важнейших инструментов снижения удельных затрат Компании определено совершенствование процесса поиска, анализа и внедрения новых технологий и инновационного оборудования. Реализуемый в настоящее время цикл внедрения новых технологий предполагает активное использование инновационных идей сотрудников, отраслевого опыта, разработок ТНК-ВР, научных организаций, сервисных компаний и заводов-изготовителей. Для аккумулирования информации об испытаниях нового оборудования разработан и регулярно пополняется «Банк технологий» по механизированной добыче. В перспективе он станет составной частью Базы знаний БН «Разведка и Добыча».

Важным фактором успеха работ в области новых технологий является четкость и прозрачность действий всех вовлеченных в процесс служб и специалистов, что особенно необходимо для их эффективного взаимодействия. В связи с этим в Компании разработана и успешно реализуется бизнес-процесс по выбору, испытанию и внедрению новой техники и технологий в секторе механизированной добычи.

Он описывает этапы, последовательность действий и конкретные шаги специалистов, а также взаимодействие ЦДО и Корпоративного центра ТНК-ВР.


На что потратить премию: автомобиль или дом из бруса под ключ?


Для повышения заинтересованности сотрудников Компании отдел механизированной добычи Департамента внутрискважинных работ разработал систему мотивации, включающую премию лучшему коллективу (ЦДО) за внедрение новой техники и технологий. Система была одобрена Исполнительным вице-президентом ТНК-ВР по разведке и добыче в 2011 году и интегрирована в процесс реализации программ новых технологий механизированной добычи. На полученную премию каждый сотрудник сможет приобрести всё что он пожелает, будь то новый автомобиль или частный загородный дом, тем более что ... Читать дальше »
Весы Cas LP
В последние годы в Компании проведена большая работа по защите промысловых трубопроводов от внутренней коррозии. Значительное снижение аварийности, связанное с расширением ингибиторной защиты, позволило БЕ «Нягань» получить премию ТНК-ВР в области Технологий в 2005 году, а БЕ «Оренбург» — стать финалистом в 2006 году. Компания намерена стать лидером российской нефтегазовой промышленности по вопросам управления целостностью производственных объектов. Для этого необходимо уделять серьезное внимание защите наружной поверхности трубопроводов от подземной (или наружной) коррозии.

Подземная коррозия является разновидностью электрохимической коррозии. Ее механизмы могут быть различными, но в большинстве случаев поражение принимает форму питтинга или язв. Глубина проникновения очагов коррозии велика и представляет угрозу для целостности трубопроводов.

В 2006 году в семи подразделениях Компании зафиксирован значительный процент отказов трубопроводов по причине подземной коррозии. Наиболее сложная ситуация складывается в БЕ «Оренбург». Это связано с тем, что здесь (особенно в ПЕ «Север») эксплуатируется старейший в Компании парк трубопроводов, в основном с пассивной защитой (битумные, битумно-резиновые и пленочные покрытия со сроками службы не более 10 лет, которые уже истекли). Поэтому в настоящее время трубопроводная система БЕ «Оренбург» эксплуатируется с недостаточной противокоррозионной защитой от наружной коррозии.

В 2006 году специалисты БН «Технологии» совместно с БЕ «Оренбург» (ПЕ «Центр» и ПЕ «Север») занялись поиском технического решения по борьбе с наружной коррозией и начали реализацию соответствующего пилотного проекта.
 

Выбор технического решения


Все трубопроводы подземной прокладки должны иметь защитное покрытие, которое создает барьер между металлической поверхностью трубы и агресс ... Читать дальше »
Двигатель ЯМЗ
При создании компании ТНК-ВР три года назад, одной из первоочередных задач стало внедрение новых технологий в производство. Передовые технологии нашли применение во всех направлениях деятельности Компании, в том числе в области переработки и сбыта.

Основной целью БН «Переработка и Торговля» является увеличение нетбэков за счет переработки добытой нефти. Для достижения поставленной цели мы стремимся улучшить производительность и эффективность наших НПЗ, увеличить долю высококачественного топлива в общем объеме выпускаемой продукции, максимально соответствовать различным требованиям, предъявляемым к заводам, улучшить экономические показатели в таких областях как энергетика и обеспечение целостности и безопасности производственных процессов. Во всех этих отраслях новые технологии играют огромную роль. Наш подход заключается в выборе лучших технических решений, их эффективном внедрении и оптимизации работы по соответствующим проектам. За три года нам удалось получить доступ к лучшим российским и мировым технологиям, что способствует более эффективному функционированию наших нефтеперерабатывающих заводов.

В настоящее время ТНК-BP владеет НПЗ в Рязани, Саратове (Россия) и в Лисичанске (Украина), установленные нефтеперерабатывающие мощности которых составляют 600 тыс. барр. в сутки. Компания владеет также 50% Ярославского НПЗ. Объем инвестиций, направленных на модернизацию этих производств в последнее время, превышает $1 млрд. Среди крупных инвестиционных проектов – пуск нового комплекса ВГО и установок алкилирования и изомеризации на ведущем НПЗ Компании – ЗАО «РНПК», – а также модернизация установок гидрокрекинга и риформинга на Ярославском НПЗ. По завершении этих проектов оба завода смогут увеличить долю выхода светлых нефтепродуктов, в том числе дизельных топлив с низким содержанием серы, а также бензинов, отвечающих строгим требованиям Евро-4.

Использование новых технологий производства в ... Читать дальше »
Дифференциальные автоматы ABB
На всех месторождениях ОАО «Варьеганнефтегаз» проводится работа по внедрению системы телемеханики и автоматизации. «На кустах скважин мы устанавливаем новые контроллеры, которые через радиостанцию передают информацию на серверы, и эту информацию мы можем смотреть, считывать и анализировать, находясь в офисе ОАО «ВНГ», расположенном в Радужном. Мы работаем с объектами самого разного назначения: кусты скважин, дожимные насосные станции, компрессорные станции перекачки, узлы учета газа, резервуарные парки», – рассказал главный метролог ОАО «Варьеганнефтегаз» Эдуард Шарипов.

Большая работа ведется на кустах скважин Бахиловской группы месторождений: проводится реконструкция средств автоматизации силами компании АСК-электрокомплект, меняются старые и неисправные дифференциальные автоматы на новые диф автоматы ABB, Schneider Electric и других производителей. При этом информация о состоянии работы скважины с кустов вводится в систему телемеханики для ее просмотра и анализа на рабочих местах. На центральном пункте сбора нефти (ЦПС) внедрена новая система измерения уровня жидкости в резервуарах, которая позволяет проводить более точный и оперативный контроль.

На Северо-Хохряковском месторождении произведена реконструкция средств автоматизации на ДНС-2, где было заменено старое оборудование контроля и управления, которое работало на пневматике.


Наиболее оснащенным является Верхне-Колик-Еганское месторождение – порядка 99% всех кустов скважин выходит в систему телемеханики. Продолжается процесс обустройства новых кустов.


На следующий год уже готовится большой объем работ по оснащению месторождений системами автоматизации и телемеханики.
 

3D методика для сейсмических исследований


В «ТНК-Нягань» завершился первый этап программы геологоразведочных работ, основанной на применении сейсмических исследований ... Читать дальше »
Крепёжный инструмент
Крепёжный инструмент
С ростом наработки УЭЦН на отказ неизбежно увеличивается риск возникновения аварий оборудования по критерию прочности: продолжительность эксплуатации установок, а значит, и время негативного воздействия на детали коррозионно-абразивной жидкости увеличивается, что приводит к накоплению усталостных повреждений и повышает вероятность наступления аварии. Таким образом, необходимо работать «на опережение», заранее предвидя и решая те проблемы, которые могут возникнуть с ростом наработки до 600 суток и более.

С 2007 года специалисты ТНК-ВР также добились заметных успехов в этом направлении: значительно сократилось общее число «полетов» – и это при росте действующего фонда скважин и увеличении среднего времени работы аварийной установки. В 2010 году удельный уровень аварийности УЭЦН на фонде ТНК-ВР сократился по сравнению с предыдущими годами более чем вдвое: снижение числа аварий достигнуто по таким узлам как насос, ПЭД, фланцево-болтовые соединения и крепеж. Кстати следует отметить, что закупается крепеж оптом, на складе компании «СтройСнабСити» в Москве.

По мнению исследователей, физическая природа «промыва» заключается в воздействии на поверхность детали вихреобразного потока абразивосодержащей коррозионно-активной жидкости. В общем виде, срок службы гильзы и корпуса газосепаратора прямо пропорционален толщине стенки детали и обратно пропорционален скорости изнашивания, которая, в свою очередь, зависит от следующих параметров:
  • коррозионная активность среды;
  • местная скорость потока коррозионно-абразивной ... Читать дальше »
Поставки оборудования
Поставки оборудования
Развитие системы энергообеспечения месторождений ТНК-ВР за счет расширения программы ввода объектов собственной генерации является в настоящее время одним из актуальных вопросов. В первую очередь, это позволит существенно сократить долю энергопотребления в общей структуре затрат при добыче нефти за счет замещения электроэнергии, приобретаемой на внешнем рынке. С другой стороны, автономное энергоснабжение является необходимым условием функционирования месторождений, удаленных от инфраструктуры большой энергетики.

В последнее время проекты строительства объектов собственной генерации становятся все более актуальными для ТНК-ВР, и связано это не только с необходимостью утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). С одной стороны, существенный рост цен электроэнергии на внешнем рынке обуславливает необходимость поиска источников ее замещения, а с другой стороны, для снабжения удаленных месторождений необходимо использовать автономные источники электроэнергии.

Все электростанции в настоящее время работают на нагрузку месторождений. Так, ввод ЭСН-2 на Верхнечонском месторождении позволил своевременно обеспечить растущие потребности промыслов в электроэнергии в условиях автономии. Ввод же первой очереди Усть-Тегусской ГТЭС не только обеспечил электроэнергией дополнительную нагрузку, но и дал возможность высвободить дизельные электростанции суммарной мощностью 4 МВт, что ориентировочно позволит экономить 1,72 тыс. т дизельного топлива на каждый мегаватт вырабатываемой электроэнергии в течение года.
 

Позитивные изменения


В процессе строительства объектов собственной генерации наблюдаются определенные позитивные изменения. Та ... Читать дальше »
Винтовые компрессоры
Одним из крупнейших проектов капитального строительства компании ТНК-ВР, реализация которого намечена на будущий год, является строительство Хохряковской транспортной компрессорной станции (КС) в 220 км к северо-востоку от Нижневартовска. Она предназначена для подготовки попутного нефтяного газа, добываемого на трех месторождениях ХМАО: Хохряковском, Колик-Еганском и Мало-Сикторском, и его транспортировки до Белозерного газоперерабатывающего завода АК «Сибур». О проекте рассказывает Азат Якупов, заместитель главного инженера по утилизации газа ОАО «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие».

Азат, какие перспективы специалисты «ННП» ожидают в связи со строительством Хохряковской КС?

Прежде всего – значительное (кратное) уменьшение количества газа, сжигаемого на факелах, и вредных выбросов в атмосферу т.е. соблюдение лицензионных соглашений на разработку месторождений, которые обязывают обеспечить уровень утилизации попутного газа в размере не менее 95 %.

В перспективе же, через два – три года, планируется строительство компрессорных станцией с самым современным компрессорным оборудованием, таким как винтовые компрессоры от компании «Ремеза». Таким образом Хохряковская КС станет головной станцией и будет подавать весь попутный газ Северной группы месторождений ОАО «ННП» в систему АК «Сибур», а ее мощность достигнет 490 млн. м3 газа в год.

Что послужило предпосылками к запуску этого проекта: ужесточение требований со стороны российского законодательства?

В последнее время государственные органы действительно стали уделять более пристальное внимание проблемам экологии и утилизации попутного газа в частности.

В 2003 году нашими специалистами была разработана специальная программа по повышению уровня утилизации попутного газа на месторождениях Бизнес-единицы (БЕ) «Восток». Ее консолидированный бюджет ... Читать дальше »
« 1 2 ... 7 8 9 10 11 ... 28 29 »